«Не делайте провокацию»: как бастуют дальнобойщики в Дагестане — BBC Русская служба

Как долго будут бастовать дальнобойщики в Петербурге? Волгоградцы в курсе — это дальнобойщики бастуют против системы «Платон». Около 1000 большегрузных фур стоят без движения в Зауралье — бастуют дальнобойщики. Российские дальнобойщики начали в понедельник, 27 марта, бессрочную всероссийскую забастовку против системы «Платон». У нас здесь около 5 тысяч дальнобойщиков. Водители иногда называют Дагестан «республикой дальнобойщиков».

Стачка началась 27 марта, а 29 числа дальнобойщики организовали пробег до Махачкалы. Нехитрую арифметику работы дагестанских дальнобойщиков объясняет 27-летний водитель Билал Эльдаров — крупный молодой мужчина в спортивной куртке с глубоким капюшоном. Билал, Мурад и Магомед-бек, как и многие другие дальнобойщики, бастуют на тесной обочине.

Республика дальнобойщиков

Камни не кидайте, очень вас прошу! Не делайте провокацию!» — умоляюще кричит, оглядывая толпу, пожилой дальнобойщик. Комитет уже вступил в переговоры с властями Дагестана, и, как утверждают его члены, чиновники готовы пойти навстречу дальнобойщикам в вопросах, которые можно решить на региональном уровне. С пригорка они зачитывают резолюцию со списком требований дальнобойщиков к федеральному правительству.

Комитет намерен собрать под резолюцией подписи дальнобойщиков и отправить правительству России. Чтобы понять реальные масштабы всероссийской стачки дальнобойщиков, нужно считать не только те машины, что демонстративно выезжают на трассы, но и те, что тихо стоят в гаражах. Уже неделю по всей стране продолжается протест дальнобойщиков. Тут же жгут костры, на которых готовят еду. Продукты в избытке приносят местные жители и другие водители, сочувствующие дальнобойщикам.

Чиновники обещают передать письмо в Москву

Пока правоохранители не определились, как реагировать на ответ дальнобойщиков, что они проводят бессрочное собрание. Тем не менее на днях дальнобойщики встретились с Анатолием Васильевым, руководителем дорожного хозяйства Волгоградской области. Двадцать большегрузов на Московском шоссе — это, конечно, только знак, что «мы бастуем», — говорят петербургские дальнобойщики, — на самом деле участников акции протеста в сотни раз больше.

Отслеживать последствия протеста поручено женам дальнобойщиков: проблемы с перевозками должны в первую очередь проявиться в овощных отделах сетевых магазинов.

Продукты в избытке приносят местные жители

В акции принимают участие водители ОПР, представители Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП), а также члены различных региональных союзов и ассоциаций. Протестующие намерены остановить грузопотоки, в том числе товаров народного потребления. Как заявил журналист «Эха Москвы» Алексей Веснин в своем Twitter, уже начались задержания участников и лидеров забастовки.

С 15 апреля 2017 года тариф планировалось повысить в два раза — до трех рублей за километр. Система «Платон» начала работать в ноябре 2015 года. С 15 апреля 2016-го регистрация в системе стала обязательной для всех большегрузных (от 12 тонн) автомобилей.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Водители согреваются чаем в придорожных трактирах. Когда начались события в Чечне, то к нам перестали поступать грузы и по федеральной трассе, и по железной дороге.

Грузовики в Дагестане часто покупают вскладчину. Этот тягач позволял водителю содержать семью с четырьмя детьми и поддерживать деньгами тех родственников, которые когда-то вложились в покупку грузовика.

Получается, 5 тысяч семей остаются без средств к существованию», — печально резюмирует другой дальнобойщик Мурад Гаджиев. По действующему тарифу поездка из Махачкалы в Москву обходится примерно в 3 тыс. рублей. Особенно дальнобойщиков раздражает даже не сам новый сбор, а тот факт, что власти оправдывают его необходимостью ремонтировать дороги, которые разбиваются многотонными фурами.

В целом участники стачки настроены мирно. Магомед-бек Гаджиев обращает мое внимание, что водители на стоянке даже не матерятся. Прецеденты уже были. В социальных сетях публиковалось видео одной сожженной фуры, еще одной, съехавшей в кювет, и двух с разбитыми стеклами. Вечером в воскресенье лидеры стачки выходят к бастующим, чтобы рассказать о промежуточных результатах своей работы.

Призывов бить стекла, выбрасывать в кювет у нас нет. Наш дагестанский народ сплотился вокруг нас. Давайте сделаем так, чтобы он не разочаровался в своих дальнобойщиках! Всероссийского координационного центра у дальнобойщиков нет (что хорошо для движения, иначе его бы уже разгромил Центр «Э»), более-менее ясна картинка по отдельным городам и регионам. Поэтому мы и называемся «дальнобойщики»; но сейчас вот я в гараже, и передо мной 18 машин, — говорит Зверев.

Сотрудники ГИБДД ревностно следят за тем, чтобы никто не останавливался у обочины, поэтому дальнобойщики периодически сменяют друг друга: кто-то уезжает, освобождая место коллегам.

В Приморье начатый дальнобойщиками протест против «Платона» быстро приобрел общесоциальный характер. 27 марта, когда стартовала Всероссийская забастовка дальнобойщиков, в Северной столице, по данным ОПР, к ней подключились около двух тысяч водителей. В регионе стачку дальнобойщиков поддержали, по оценкам ее организаторов, процентов 10—15 от общего числа водителей большегрузов.

Хорошие новости: